Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

70% учеников ведущих IT-компаний отсеиваются со спецкурсов

Ведущие российские IT-компании уже не первый год готовят для себя специалистов самостоятельно. Двухлетниe программы есть у «Яндекса», Parallels, Мail.ru Group. Несмотря на строгий отбор, до конца обучения доходит лишь около трети студентов


Vedomosti.ru

  • Статья
  • Отзывы5
  • В избранное
70% учеников ведущих IT-компаний отсеиваются со спецкурсов

Фото: А. Таранин

 
Раскройте тему

Не хотят учиться в сети
Больше половины студентов IT-специальностей настроены против обучения онлайн. К такому парадоксальному выводу пришли эксперты «Технопарк Mail.ru» и компания Smart Start, опросив 330 студентов IT-специальностей, обучающихся в МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и Казанском федеральном университете.

23%
участников опроса имеют опыт обучения онлайн, две трети из них остались довольны результатом

46%
выступают категорически против полного перемещения образования в интернет-среду: они ничего не изучали онлайн и не собираются. Среди причин — недостаточная информированность о возможностях и разнообразии курсов (42%), неспособность сосредоточиться на выполнении онлайн-заданий (34%) и отсутствие времени (33%)

5%
респондентов одобряют идею онлайн-образования

  Эта публикация основана на статье «Отладить программистов» из газеты «Ведомости» от 18.02.2015, №28 (3774).

Невеселыми результатами зимней сессии, которую массово не сдали будущие разработчики, поделился на своей странице в Facebook Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.ru Group. Провалили экзамены по разным потокам и программам от 41 до 75% слушателей (данные до финальной апелляции).

Три года назад в Mail.ru Group решили, что лучший выход — готовить IT-молодежь на базе профильных вузов самим, прививать студентам практические навыки в области IT, дополняя то, что не дает высшая школа. В 2011 г. на базе МГТУ им Баумана Mail.ru Group запустила двухлетнюю бесплатную программу дополнительного образования «Технопарк», а зимой 2014 г. аналогичный проект «Техносфера» стартовал еще и в МГУ. Обучение по 21 дисциплине рассчитано на 1200 аудиторных часов. Преподают более 60 ведущих специалистов Mail.ru Group. Ежегодно в «Технопарк» и «Техносферу» принимают по 200 студентов старших курсов с ВМК МГУ и разных факультетов Бауманки. Конкурс достигает 5-7 человек на место, абитуриенты проходят четырехступенчатый отбор.

Но, несмотря на такой серьезный отбор, до конца программы доходит лишь треть участников.

То, что программу успешно заканчивают лишь 25-35%, Волошина не расстраивает. Он говорит, что когда задача подготовить лучших из лучших, то все 100% заведомо лучшими быть не могут.

Муки выбора

Главной причиной такой конверсии Волошин считает низкий уровень профориентации современных студентов. Даже третьекурсники не понимают, что же собой на самом деле представляет профессия разработчика.

«Студенты и школьники недостаточно информированы о том, что такое профессия IT-специалиста, — говорит Волошин. — Слишком много баек и домыслов. И это работает против нас. Когда человек не очень понимает, кем он хочет быть, он и учится не очень. Ожидания и реальность не совпадают, поскольку на входе студенты не осознают, что стать хорошим программистом трудно».

Основной мотив для поступления, по словам Волошина, смазан. Многие идут не с целью стать разработчиком, а потому что знают, что Mail.ru Group хорошо учит, это крутая компания, а некоторые просто за компанию с друзьями. А, начав учиться, понимают, что это не то, чем им хотелось бы заниматься в жизни.

«Мы прикладываем большие усилия для профориентации, — уверяет Волошин. — Проводим экскурсии, мастер-классы, IT-чемпионаты. Но хотелось бы, чтобы школы и вузы тоже активизировались в этом направлении».

Не найма ради

Parallels тратит около $1млн ежегодно на оплату труда собственных сотрудников и штатных преподавателей вуза, финансирование стипендиальных программ и участие команд в олимпиадах и соревнованиях.

Собственную систему образования Parallels запустила еще в 1999 г., одной из первых в российском IT. Она состоит из двух частей: лабораторий в нескольких вузах (в МФТИ, НГУ, Академическом университете при СПб физтехе, Казанском авиационном институте, Университете Иннополиса) и базовой кафедры в МФТИ.

Научно-исследовательские лаборатории — двухгодичный формат обучения для студентов определенного вуза. «В этих лабораториях в очном или удаленном режиме мы делим студентов на группы, они выбирают интересную для себя задачу и с привлечением научного руководителя должны предложить способ ее реализации. Тем самым мы приучаем студентов работать по модели современной софтверной компании, — рассказывает Андрей Зырянов, научный руководитель лаборатории Parallels в МФТИ. — Наши лаборатории — это и есть та машина, с помощью которой мы отсеиваем студентов, чтобы в Parallels попадали люди, которые не требуют отсеивания». До конца программы в лабораториях, по оценке Зырянова, доходит не более 40%. Прямой задачи найма выпускников лабораторий у компании нет. Число вакантных позиций для стажеров в компании очень ограничено. В среднем в московский и новосибирский центры разработок компания берет 20-40% выпускников своих лабораторий. «Речь не о лучших из лучших, а именно о подборе наиболее подготовленных к нашим технологиям и производственному процессу нашей компании», — поясняет Зырянов.

Всем студентам выплачивают стипендию в зависимости от успеваемости группы, чтобы старшекурсники не имели соблазна где-то подрабатывать в ущерб учебе и занятиям в лабораториях.

Совсем другая история с базовой кафедрой Parallels в МФТИ, где преподают сотрудники компании. Они читают 7-9 спецкурсов в семестр. Как правило, туда рекомендуют и направляют самых перспективных студентов лабораторий. До диплома доходит 90-95% студентов.

Примерно та же картина и в «Яндексе», который уже восьмой год готовит разработчиков, аналитиков и исследователей технологий больших данных из старшекурсников и выпускников ведущих российских вузов в Школе анализа данных (ШАД). По результатам экзаменов в ШАД отбирают 150-200 человек. В 2014 г. конкурс составил 12 человек.

«В процессе обучения в ШАД студенты не сдают экзаменов раз в семестр — контроль знаний построен на домашних заданиях, которые по каждому курсу студенты получают раз в две недели. Сроки сдачи заданий очень жесткие, объемы большие, и только тщательное и своевременное выполнение дает возможность получать высокие баллы. С таким темпом справляются не все», — рассказывает Евгения Куликова, руководитель группы академических программ в «Яндексе».

Успешно заканчивают обучение в ШАД, по словам Куликовой, от трети до половины. «Даже замотивированным людям иногда сложно дается программа, не все успевают совмещать такой темп учебы с работой», — считает она. Бывают случаи, когда студенты учатся дольше положенных двух лет. В ШАД можно взять до двух академических отпусков, после чего восстановиться — есть ребята, которые выпускались через четыре года после поступления.

Со второй попытки

Высокий отсев слушателей компании не волнует. «Обучение в подобных лабораториях — это всегда дополнительная нагрузка к учебному процессу. Некоторые просто физически не справляются или им сложно воспринимать материал про виртуализацию или автоматизацию облачных вычислений, как в нашем случае», — рассказывают в Parallels.

После каждого отчисления, после очередной аттестации по семестру коллеги Волошина по образовательным проектам проводят опросы и обзванивают отчисленных, чтобы поинтересоваться у них, что же помешало им пройти обучение. Около 30% говорят, что не могут совмещать дополнительное обучение с основной учебой в вузе, еще треть делает выбор в пользу работы, оставшиеся жалуются, что программа оказалось слишком трудной.

Однако в каждом новом наборе многие отчисленные совершают повторную попытку. Таких среди абитуриентов, по словам Волошина, стабильно около 30%.

«Есть девушка, которая первый раз отчислилась, потом два раза не смогла поступить, а сейчас учится с четвертой попытки, — рассказывает Волошин. — Но большинство ограничиваются двумя попытками».

Развитие событий: Современные блокбастеры предопределяют выбор профессии →

 
1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку