Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Благодаря программе «5-100» в российские вузы приходят управленцы из бизнеса

Профессура выступает против модернизации системы образования


Vedomosti.ru

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное
Благодаря программе «5-100» в российские вузы приходят управленцы из бизнеса

Фото: А. Таранин

 

Список вузов — участников программы «5-100»
Дальневосточный федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
МФТИ
МИСиС
НИУ-ВШЭ
МИФИ
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Уральский федеральный университет им. первого президента России  Б. Н. Ельцина

  Эта публикация основана на статье «Академики против бизнеса» из газеты «Ведомости» от 24.02.2015, №31 (3777).

Далеко не лучшие места российских вузов в международных рейтингах уже стали притчей во языцех. В связи с этим правительство приняло очередную программу реформирования высшего образования «5-100». Благодаря ей за последние годы в вузы на высшие административные позиции пришли уже 20 топ-менеджеров из бизнеса. Им 35-45 лет, многие когда-то были начинающими доцентами или учились в аспирантуре, но в конце 1990-х ушли на заработки в бизнес.

Теперь они стремятся обратно в университетскую среду, где их знания и навыки принесут пользу, а работа будет наполнена созидательным смыслом, рассказывает Елена Чернышкова, заместитель исполнительного директора проектного офиса «5-100» и партнер практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в Odgers Berndston. К счастью, добавляет она, вузы стали конкурентоспособными работодателями. Они могут платить талантливым управленцам зарплаты лишь чуть меньшие, чем в бизнесе. И это тоже привлекает.

В России рекрутинг работников университета часто происходит в отрыве от общего, открытого для всех рынка труда. Этим наши вузы отличаются от тех международных университетов, которые занимают верхние строчки в международных рейтингах, объясняет Зоя Зайцева, региональный директор компании QS, которая составляет престижный QS World University Ranking.

Она рассказывает, что структура управления крупных международных университетов предполагает наличие двух руководителей: ректора, который отвечает за образовательную программу, и президента, несущего ответственность за фандрайзинг и финансовое обеспечение вуза. «Бюджет не замкнут на одного человека — ректора. Он распределяется по разным департаментам, что делает систему более прозрачной и эффективной», — комментирует Зайцева.

В России же единственный глава учебного заведения, решающий все вопросы (от образовательных до административно-хозяйственных и кадровых), — это ректор, уточняет Чернышкова. В задачи программы «5-100» не входит изменение структуры управления вузом, с ее помощью предполагается внедрить изменения в управление административно-хозяйственными процессами.

Залог успеха

«Переход из Philips был непростым и для меня, и для ректора. Мы много встречались, обсуждали стратегию позиционирования и продвижения бренда университета», — вспоминает Юлия Шальнева, ныне советник по маркетингу и коммуникациям МИСиС. Ректор опасалась проблем с интеграцией в академическое сообщество профессионала из международного бизнеса.

Решающую роль сыграло то, что проект «5-100» призван повысить престиж российских вузов не только в России, но и за рубежом. Стало ясно, что международный опыт и американский диплом MBA Шальневой в вузе пригодятся. «Не могу сказать, что мне сложно было адаптироваться в университете. Многие старожилы вуза отнеслись с пониманием к моему появлению, так как было понятно, что коммуникации надо серьезно совершенствовать», — рассказывает Шальнева.

В первые же дни работы она убедилась, что люди из бизнеса совершенно необходимы академической среде. Кто, кроме них, оптимизирует процессы управления, проведет автоматизацию, усилит бренды университетов? Главное — найти общий язык и наладить взаимодействие внутри вуза.

Стать своим

Проблема в том, что стать своим в вузовской среде человеку из бизнеса сложно. Организационная культура здесь существенно отличается от той, что принята в бизнесе, рассказывает Михаил Антонов, глава проектного офиса программы «5-100» и один из руководителей МШУ «Сколково». Для корпораций характерны жесткая структура, строгое подчинение и четкие KPI. А университет — это боярская дума, где у каждого академика свое мнение. В такой среде выживают только те менеджеры, кто отказывается от логики быстрого достижения результатов и прибылей и принимает во внимание множество разных критериев и мнений.

Умение адаптироваться крайне важно, но это не всегда легко сделать, потому что «академики» и администраторы в вузе часто разобщены. «Профессора погружены в науку и недооценивают административный состав», — рассказывает Юлия Селюкова, ранее — директор по развитию РЭШ, а ныне руководитель отдела университетского маркетинга и академического рекрутинга проектного офиса «5-100». «Я посещала профессорский клуб по пятницам, лишь бы наладить коммуникации и понять, кто чем занимается. Доверие возникло только тогда, когда профессора увидели во мне интеллектуально развитого человека. Без этого я не стала бы своей», — вспоминает она.

За три года сотрудничества с университетами стало понятно: если менеджер не заработал себе доброй репутации в профессорской среде, его песенка спета, делится наблюдениями Чернышкова: «Одного директора по персоналу попросили уволить только за то, что она не поставила в письме несколько запятых. Профессора возмутились ее неграмотностью».

План внедрения

Тем не менее в некоторых российских вузах запрос на качественные административные кадры появился уже несколько лет назад. Тренд усилился после старта госпрограммы по повышению конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке «5-100», рассказывает Селюкова. Программа принята на основе указа президента от 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и рассчитана на семь лет, с 2013 по 2020 г. Из бюджета вузам на нее выделено около $1 млрд. Цель в том, чтобы к 2020 г. пять российских университетов вошли в топ-100 трех основных международных рейтингов.

Инициативу под условным названием «Улучшение качества административно-управленческих кадров в вузах» планируется реализовать в 2015 г. Создается экспертная группа из партнеров ключевых хедхантинговых компаний, которая к концу 2015 г. должна помочь сформировать кадровый резерв из 30-50 кандидатов, готовых перейти из бизнеса в вузы, отмечает Чернышкова.

Антонов рассказывает, что в числе 36 университетов, подавших заявки на участие в программе, далеко не все ведущие вузы страны. МГУ и СПбГУ уже самостоятельно реализуют подобные программы. МГИМО отказался от участия, потому что у него собственная модель развития. А Бауманский университет решил не участвовать в программе из-за большего количества закрытых специальностей. В итоге по конкурсу было отобрано 15 университетов, многие из которых региональные, добавляет Антонов.

В руках дилетантов

По какой-то причине считается, что университетом может управлять любой менеджер, недоумевает Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС. Он вспоминает историю, которую только что слышал в университете Уэйк Форест, что находится в Северной Каролине. Лет семь назад в этом вузе решили объединить две бизнес-школы. Для выполнения задачи пригласили бывшего руководителя североамериканского подразделения PepsiCo. Новый декан успешно объединил две школы, пользуясь опытом слияний и поглощений, который ранее приобрел в бизнесе. Но потом нужно было наладить в объединенной бизнес-школе учебный процесс. Бывший топ-менеджер с этим не справился. На его место взяли молодого профессора, который до этого преподавал в вузе. «Гораздо эффективнее инвестировать средства в молодые вузовские кадры: растить их, посылать на переподготовку за рубеж, прививать новое мышление», — считает Мясоедов. Со временем эти молодые люди и будут по-новому управлять вузом, гораздо грамотнее, чем дилетанты, пришедшие со стороны, полагает проректор.

В программе «5-100» никто не собирается ставить людей из бизнеса на академические должности. Проректорами по учебной части так и останутся профессора. Из бизнеса же придут руководители отделов персонала, финансисты, маркетологи, компьютерные специалисты, заключает Селюкова.

 
1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку