Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

АЛЕКСАНДР КОТЛЯРОВ, парадиз, ксения лукашМы,


Идея заключается в том, что люди должны иметь возможность свободно и бесплатно обмениваться опытом

Спроси меня как

Как выгодно продать дом? Как восстановить данные на флэшке фотокамеры? Как сделать кошелек из бумаги? Ответы на эти и тысячи других вопросов можно найти на howto-сервисах — сайтах, где дают полезные советы

Валерий Золотухин
Для Пятницы

18.01.2008, 2 (89)

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное

Я придумываю эти вещи прежде всего потому, что они нужны мне, — рассказывает «Пятнице» интернет-пользователь, укрывшийся под ником theRIAA (мы так и не смогли уговорить его назвать свое настоящее имя). — А в Интернет выкладываю затем, чтобы остальные могли понять, насколько это удобно«. TheRIAA — изобретатель, придумавший, как сложить из обычного листа бумаги настоящий кошелек с отделениями для купюр и кредитных карточек. Составленная им инструкция попала в первую десятку проектов, наиболее высоко оцененных посетителями сайта Instructables.com. «Я никогда не думал о том, чтобы продавать свои проекты, — уверяет изобретатель. — Это противоречит самой идее».

Идея же заключается в том, что люди должны иметь возможность свободно и бесплатно обмениваться опытом, как они уже обмениваются знаниями в Википедии — онлайн-энциклопедии, которая составляется и редактируется обычными интернет-пользователями, сведущими в том или ином вопросе.

Сайт Instructables.com бурно развивается: в декабре 2006 года его посетили 150 тыс. человек, а в декабре 2007-го — уже 550 тыс. И все же, хотя создатели ресурса гордо именуют его «самым большим наглядным пособием в мире», это уже далеко не так: на сайте WikiHow.com в декабре 2006 года побывали около 3 млн уникальных посетителей, а в декабре 2007-го — 8,5 млн. Другие «наглядные пособия» — их обычно называют howto-сервисами (от английского how to do — «как сделать») — также переживают настоящий бум, сравнимый с бумом онлайн-энциклопедий пару лет назад. Конечно, на них есть не только советы по изготовлению бумажных кошельков, но и вполне практические инструкции: например, один из самых читаемых материалов на eHow.com в последние дни — инструкция «Короткая продажа» в недвижимости«(о том, как продать купленный в кредит дом, который в результате ипотечного кризиса стал стоить меньше, чем оставшиеся выплаты по займу).

Директор по стратегическому развитию компании «СУП-Фабрик» Эдуард Шендерович считает растущую популярность сайтов инструкций естественным ходом событий. «Развитие информационного пространства сравнимо с развитием города, — говорит Шендерович. — В городе сначала появляются базовые вещи вроде дорог и фундаментов зданий, а только потом дома. И в Интернете сначала должны были накопиться базовые энциклопедические знания, а уж затем — хранилища более частной информации».

В российской части Интернета полезные советы пока что рассеяны по разным форумам, сообществам и блогам. Ответ на вопросы, как восстановить файлы на флэшке фотоаппарата или организовать отпуск без помощи турфирмы, проще всего сейчас найти в соответствующих коммьюнити «Живого журнала». По мнению Шендеровича, ничего специфического в российской ситуации нет: популярность howto-ресурсов — вопрос времени.

Один из немногочисленных универсальных сервисов на русском языке называется «ЗнайКак» (znaikak.ru). На момент сдачи этого номера «Пятницы» на нем было размещено 2952 статьи и зарегистрировано 1738 пользователей. В отличие от большинства howto-ресурсов сайт привлекает авторов гонорарами: за каждую размещенную на «ЗнайКак» инструкцию автору платят $1, постепенно повышая ставку в зависимости от числа публикаций. Самый плодовитый автор ресурса написала 95 статей разного содержания («Как относиться к разведенному мужчине», «Как воспитывать карликового кролика» и т.д.), заработав $142,5.

Раздел «Авто-мото» за три года существования сайта «ЗнайКак» пополнился 77 статьями. Для сравнения, в том же разделе на eHow.com их насчитывается больше 4000. Некоторые статьи, например, в разделе «Кредиты» не содержат никакого личного опыта, а дают самые общие инструкции, которые можно найти на сайте практически любого банка. Зато слова «кредит», «ставка» и т. п. залинкованы и представляют собой рекламные ссылки на сайты этих самых банков. С другой стороны, на «ЗнайКак» есть и статьи, в которых вообще не содержится никаких советов, например, длинное произведение под названием «Как кино отражается на человека и каковы его корни», завершающееся следующим выводом: «На эту глобальную тему, можно очень много говорить всяких слов, но мы остановимся на том, что кинематограф, имеет своё начало, середину, и уходит в будущее» (орфография и пунктуация сохранены). Автор этого исследования, наверное, тоже получил свой доллар.

Зато прямо с главной страницы сайта можно отправить вопрос, на который хочешь получить ответ. Мы спросили: «Как самому собрать рояль?» Посмотрим, сможет ли кто-нибудь посоветовать что-нибудь дельное.

Своими руками

www.instructables.com

Сервис сделали выпускники Массачусетского технологического института. Это социальная сеть, участники которой могут объединяться в группы (например, «Самодельные подарки», «Wi-Fi антенны»), голосовать за понравившиеся проекты, оставлять к ним комментарии или просить уточнить непонятный пункт инструкции. Сами же инструкции, как правило, представляют собой видео или серию фотографий с подробными пошаговыми описаниями. Более или менее практические советы («Как самому перекрасить велосипед» или «Как остудить пиво за 20 секунд») соседствуют здесь с шутливыми («Как сделать армию Громитов» — с подробнейшим описанием процесса создания фигурок из глины). И читателям это, похоже, нравится. Пока одни howto-сервисы предлагают делиться с авторами выручкой от рекламы, изобретатели Instructables выдают готовые идеи для промышленного дизайна и пишут, что готовы сотрудничать с производителями. Некто Фокусник (так он сам себя называет) придумал, как покрывать поверхности разных предметов светящимися узорами, и продемонстрировал сделанную им лампу: получилась отличная декорация для парка аттракционов.

www.diynetwork.com

Ресурс обновляется за счет материалов американского кабельного канала DIY Network. Сейчас на нем выложено более 20 000 инструкций, в основном связанных с ремонтом дома, мебелью (отдельный раздел посвящен работе с деревом). Преимущество DIY Network в том, что практически все инструкции здесь подробно иллюстрированы (часто это кадры из программы), иногда сопровождаются советами экспертов и ориентированы, как правило, на доступные материалы из хозяйственного магазина. Общение между пользователями DIY Network происходит на форумах. Постепенно здесь появляются инструменты, позволяющие добавить свои собственные инструкции.

Своими глазами

www.youtube.com

Количество результатов на запрос howto в YouTube уже сейчас превышает 800 000, и очевидно, что крупнейший видеосервис постепенно превращается в грандиозное хранилище инструкций всего на свете, начиная с того, как помыть в ванной кошку, и заканчивая тем, как стащить велосипед в Нью-Йорке среди белого дня. Из-за ограничения по времени (не больше 10 минут) эти инструкции стараются делать лаконичными и максимально структурированными (при помощи монтажа, графики и текстовых комментариев), что идет им только на пользу. Большая часть этих видео — уроки работы с разными компьютерными программами. Это стало настолько масштабным явлением, что превратилось в объект пародий вроде серий You Suck at Photoshop, в которых наглядные объяснения функций графического редактора то и дело перебиваются звонками приятеля-идиота.

www.videojug.com

Недавно появившийся видеосервис Videojug запустил телепродюсер Питер Шанковиц. Хотя здесь есть инструменты для того, чтобы загружать пользовательские видео, большинство роликов сделано командой профессиональных редакторов, операторов, ведущих (всего около ста человек). Они делятся на два раздела: howto-ролики и интервью «Спросите эксперта» (один из экспертов в области техники и Интернета, между прочим, английский писатель и актер, а также страстный поклонник всяческих гаджетов Стивен Фрай). Здесь особенно не углубляются в технические детали и учат тому, как правильно бриться, готовить чизкейк, подключать iPod к компьютеру. Однако ходят на Videojug, похоже, не за этим. В десятке самых популярных роликов — инструкции «Как научиться страстно целоваться», «Как стать идеальной подружкой», а также короткое и толковое объяснение «Как сложить футболку за две секунды». Последнее, кстати, сделали не сотрудники Videojug, а один из зарегистрированных на сайте пользователей.

Своим умом

www.wikihow.com

На WikiHow пользователи делятся не техническими советами, но скорее житейской мудростью. Здесь можно прочитать, как себя вести, если получил работу в другом городе, или, к примеру, ознакомиться с рекомендациями для начинающих поэтов: «Спросите сами себя: если бы кто-нибудь показал вам такое стихотворение, понравилось бы оно вам? Если нет, продолжайте дальше редактировать». Преимущество этого сервиса заключается в том, что так же, как и в Википедии, здесь можно выбрать язык, на котором хочешь написать инструкцию. Так что рано или поздно может появиться и русский раздел. Правда, русскоговорящих пользователей зарегистрировано пока что всего девять человек.

www.howtodothings.com

В отличие от WikiHow, все статьи в HowToDoThings пишутся «экспертами», т. е. людьми, которые при регистрации заявили, что разбираются в одной или нескольких областях. Дальше они сами выбирают интересующий их предмет и рассказывают о нем. Один из авторов честно признается, что научиться читать нотную грамоту непросто (похожий на шкалу громкости значок «сложность» показывает четыре балла из пяти), зато больше 450 пользователей поставили ему в среднем пять звездочек за подробную статью на эту тему. Полезность и посещаемость таких текстов поощряется: администрация сайта отчисляет авторам половину доходов от кликов на рекламу, выводящуюся на страницы их статей.

www.howstuffworks.com

Основатель сайта ­­- бывший профессор Университета Северной Каролины Маршал Брейн — собрал небольшой авторский коллектив и приступил к описанию самых разных вещей: от настольных и карточных игр (можно легко найти правила даже для «дурака», называется Durok) до популярных игровых консолей (хотите узнать, как устроены джойстики Nintendo Wii?) и роботов. За десять лет они запустили несколько потребительских журналов и гидов, раздел видео, описали тысячу открытий. Они создали формат и стиль для жанра описаний. Лаконичные, обстоятельные и структурированные статьи HowStuffWorks — образец того, как должны быть написаны инструкции, причем любой сложности. В мае 2007 года HowStuffWorks получил две премии Webby (за лучший образовательный сайт и лучшие тексты), а в декабре стало известно, что компания Discovery Communications, владеющая Discovery Channel и Animal Planet, купила его за $250 млн.

 
Край культурного значения

Красные коровы, театр в овраге и пионеры-ангелы: как новая культура выходит за пределы Москвы

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку