Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

afp/east news, ap


Книги, журналы, газеты и популярные блоги меньше чем за минуту загружаются по беспроводному каналу, а во время чтения можно подключиться к энциклопедии

Роман на экране

Электронные книги теснят бумажные: читатели скачивают новинки из интернета, издательства планируют открывать специализированные магазины, а компании сотовой связи включают литературу в wap-контент

Валерий Золотухин, Константин Мильчин
Пятница

05.09.2008, 32 (119)

  • Статья
  • Отзывы6
  • В избранное

Несколько мероприятий проходящей в Москве Международной книжной ярмарки по­священы электронным книгам. В день открытия прошел семинар «Книга в интернете», сегодня, 5 сентября компания «Books.ru» проводит семинар «Новые возможности для издателей, опыт продаж электронных книг». Кроме того, около главного, 57-го павильона разбит шатер проекта «Книгабайт»: любой желающий может принять участие в социологическом опросе и выбрать понятие, с которым у него ассоциируется электронная книга (среди предложенных вариантов: «шоу», «контекстный поиск», «гаджет», «pda», «онлайн», «рекомендательный сервис», «txt»). По итогам исследования будет уточнена программа большой конференции о перспективах электронной книги, которая пройдет весной 2009 года.

Издательская группа «АСТ» планирует осенью открыть собственный магазин электронных книг. «Рынка пока почти нет, но нам важно на нем зафиксироваться», — объясняет управляющий директор «АСТ» Александр Альперович. Подобные планы есть и у «Азбука-Аттикус», сообщил «Пятнице» директор отдела маркетинга и PR издательской группы Геннадий Мартынов. Уже существует раздел электронных книг в интернет-магазине ozon.ru. Спрос на такую продукцию очевиден. «Зимой мы проводили опрос, и 40% посетителей магазина сказали, что пользуются электронными книгами», — рассказала «Пятнице» Ирина Павлюкова, менеджер отдела информации книжного магазина «Москва».

Выбор формата

Cогласно исследованию PricewaterhouseCoopers «Global Entertainment and Media Outlook: 2008-2012», мировой оборот рынка электронных книг в 2007 году составил около $1,3 млрд (1,2% от всего книжного рынка) и к 2012 году может вырасти до $6,8 млрд (5,2%). По информации International Digital Publishing Forum, за первый квартал 2008 года продажи электронных книг выросли на 23% и составили около $10 млн (по данным 15 крупных американских издательств). Одна из причин роста — появление на рынке осенью прошлого года устройства для чтения электронных книг Kindle, выпущенного компанией Amazon. На amazon.com одновременно в электронном и бумажном форматах продается около 130 000 наименований. Спустя шесть месяцев после выпуска Kindle доля продаж электронных книг выросла до 12%. А несколько крупных американских университетов — Беркли, Принстон и другие — объявили, что планируют издавать версии своих учебников в формате, совместимом с Kindle.

Впрочем, констатируют аналитики английской компании Wiggin, для распространения электронных книг есть серьезное препятствие: потребители привязаны к бумажным книгам значительно сильнее, чем даже к телевидению и радио. По данным опроса Wiggin, опубликованным весной 2008 года, 53% респондентов сообщили, что никогда не перестанут читать обычные книги (отказаться от телевидения не готовы 32%). Только 4% англичан постоянно читают (или же планируют читать) электронные книги, в то время как 56% не читали их никогда и не собираются этого делать.

Худлит из телефона

«Началось с того, что я завел смартфон, а потом постепенно начал читать на нем электронные книги, — рассказывает Глеб Архангельский, генеральный директор консалтинговой компании Организация времени”. — Прочитываю примерно 3-5 электронных книг в месяц, загружаю их, как правило, с бесплатных сайтов. Это в основном художественная литература. Что касается бизнес-изданий, то электронных копий новых книг появляется пока мало, а кроме того, графики, которых в них немало, неудобно изучать на экране смартфона». Интерес к новому формату проявляют крупнейшие сотовые операторы. «На нашем wap-сайте есть раздел Библиотека”, — говорит Светлана Анурова, руководитель службы по связям с общественностью массового рынка ОАО ВымпелКом”. — При чтении размещенных в нем электронных версий книг абонент оплачивает только трафик по обычной стоимости. Раздел достаточно популярен, и мы считаем это направление вполне перспективным, особенно с учетом наличия сотовой связи в метро. Ну и, конечно, многое зависит от ассортимента». Компания МТС, в свою очередь, не только предоставляет возможность читать книги через wap-портал, но и предлагает эксклюзив: электронная версия романа Сергея Лукь­яненко «Чистовик» появилась у них на неделю раньше, чем в магазинах.

Алексей Кузьмин, генеральный директор компании «ЛитРес», торгующей электронными книгами, говорит, что в день на litres.ru продается 5-6 тысяч экземпляров. Основное предложение — фантастика и детективы по цене от 20 до 60 рублей; деловые издания стоят дороже. Способы оплаты любые: от sms до банковских карт. Книги размещены в различных форматах, от .txt до специально разработанного под электронные книги .fb2. «На появление нового формата мы отреагировали, включив его в нашу ассортиментную линейку, — рассказывает Алексей Кузменко, руководитель направления по продаже книгопечатной продукции ozon.ru — Сейчас в нашем каталоге немногим более 1000 наименований, и мы работаем над увеличением ассортимента, однако препятствием являются сложности с правообладанием: именно это не позволяет издательствам и авторам массово перевести книги в цифровой вид и начать торговлю».

Копейки против вора

«Издательства далеко не всегда имеют права на доведение до всеобщего сведения», — объясняет Сергей Зятицкий, генеральный директор компании Digital Distribution Center. Этот юридический термин означает размещение произведения таким образом, при котором любой человек может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места. Лишь в последние годы, по словам Зятицкого, подобный пункт начал входить в стандартный договор издательства с автором. Кроме того, издательства опасаются, что размещенные в интернете в электронном виде тексты станут легкой добычей пиратов. Digital Distribution Center работает над проектом электронно-библиотечной системы «КнигаФонд» — легального хранилища учебной литературы для вузов, где тексты защищены от копирования. «ЛитРес», наоборот, никак не защищает свои файлы и с потенциальными пиратами борется низкой ценой. «Зачем воровать, если файл стоит копейки?» — объясняет позицию компании исполнительный директор «ЛитРеса» Александр Ройфе.

Ридер для рынка

«Рынок готов к тому, чтобы принять ридеры — специальные устройства для чтения электронных книг, — считает Игорь Спирин, президент компании ORSiO Solutions в странах СНГ. — С одной стороны, люди уже привыкли читать книги на КПК и смартфонах. С другой — им перестает хватать их мощности: на КПК довольно низкое разрешение экрана. К тому же под солнечным светом их сложно читать, а ридеры — благодаря технологии электронных чернил — удобно».

В свою очередь появление амазоновского Kindle означало прорыв в способе доставки книг: для загрузки не требуется подключения к компьютеру. Книги, журналы, газеты и популярные блоги меньше чем за минуту загружаются по беспроводному каналу передачи данных (за использование которого с абонента не взимается дополнительная плата), а во время чтения можно бесплатно подключиться к энциклопедии Wikipedia и проверить значение незнакомого слова или термина.

Аналогом Amazon Kindle является Sony Reader Digital Book. Но эти устройства в Россию официально не поставляются. Их заменяют функционально более простые ридеры, выпускаемые, в частности, российскими компаниями. В августе начались продажи первого ридера ORSiO b721 (стоимость около 7000 рублей; кроме магазинов электроники в ближайшие месяцы он появится в книжных). Линейки ридеров выпускают российская компания Prolife (Explay TXT.Book) и украинская MUK (LBook eReader). Тем не менее объем рынка специальных устройств для чтения в России остается небольшим. «В месяц в России продается порядка 450-500 таких устройств», — говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, изменить ситуацию сможет сервисная модель, при которой сами устройства стоят дешево, а основная прибыль поступает от продажи электронных книг.

Большинство опрошенных «Пятницей» экспертов почти единодушны в мнении, что электронные книги никогда не смогут полностью заменить обычные. Возможные сегменты, где традиционным изданиям придется потесниться, — учебная и справочная литература, а также формат «книги в дорогу». Однако главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов считает, что уже лет через двенадцать позиции электронной книги принципиально изменятся: «К 2012-2015 году электронными станут вузовские учебники, к 2018-му — школьные. Вырастет поколение, которое привыкло читать книги с электронного устройства. И тогда обычным книгам уготована судьба виниловых пластинок и пленочных фотоаппаратов».

 
Край культурного значения

Красные коровы, театр в овраге и пионеры-ангелы: как новая культура выходит за пределы Москвы

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку