Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9


90-е годы вернули нам с запада
композиторов, которых в СССР исполняли со Скрипом

Музыкальная реституция

Петр Поспелов о возвращении странника

Петр Поспелов

12.12.2008, 46 (133)

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное

Фестиваль «Русская зима», который открывается в Москве на предстоящей неделе, — концентрация филармонического сезона. Теперь он не обходится без Валерия Гергиева, а, стало быть, «Русскую зиму» можно ставить в один ряд с Московским Пасхальным фестивалем, где Гергиев и почти один Гергиев. Ну, есть еще в Москве летний Фестиваль оркестров мира, где дирижировал, к примеру, Лорин Маазель. Но в этом году на нем дирижировал и Гергиев. Нынешний фестиваль «Русская зима» тоже повысил планку амбиций — на нем дирижируют и Гергиев, и Маазель.

Их афиши, висящие рядом, однако, не раскрывают интригу, героем которой является еще одна известная фигура — Родион Щедрин. На фестивале прозвучит его опера «Очарованный странник». Эту оперу в свое время заказал Щедрину Маазель. Однако на фестивале дирижировать ею будет Гергиев. А Маазелю достался обычный классический репертуар, в том числе Третий концерт Рахманинова и Денис Мацуев за роялем.

В этом нет никаких козней, а всего лишь объективный ход истории. Это своего рода реституция: все отечест­венное, попавшее на Запад, должно вернуться к нам.

В 90-е годы нам вернули с Запада музыку композиторов, которых в СССР исполняли со скрипом, — Шнитке, Губайдулину, Сильвестрова, Пярта. Щедрина тоже играли, но в это время он отошел на второй план — считался официозным и был неактуален. Жил в Европе, где были заказы, написал для Стокгольма оперу «Лолита», которую исполнил Мстислав Ростропович.

Лорин Маазель, говорящий на всех языках и знающий Лескова чуть ли не в оригинале, заказал Щедрину «Очарованного странника», когда руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Премьеру сыграли в Нью-Йорке в 2002 году.

В России Щедрин вернулся на первый план как раз в 2000-е. Стали даже проводить авторские фестивали. «Лолиту» поставили в Перми. Тогда и Валерий Гергиев почувствовал, что его театру необходимы какие-то современные оперы. Одно время даже существовал перекрест­ный план: петербуржец Леонид Десятников пишет «Детей Розенталя» для Москвы, а москвич Владимир Мартынов — «Новую жизнь» для Петербурга. Однако «Новая жизнь» Гер­гиеву по вкусу не пришлась. Товарищ Гергиева по консерватории Александр Смелков сел за «Братьев Карамазовых» и работал пять лет: премьеру дали в этом году, и с успехом. Но все же Смелков — композитор не первого ряда, и мировую известность ему надо еще создавать. В этой ситуации лучшим вариантом оказался проверенный и знаменитый Щедрин. Спасибо Ростроповичу за «Лолиту», спасибо Маазелю за «Очарованного странника» — обе партитуры теперь под рукой и могут исполняться Мариинским театром.

В отличие от неинтересной «Лолиты», которую Гергиев уже попробовал в концертном исполнении, «Очарованный странник» — вещь классная. Щедрин тут не просто во всеоружии мастерства, а даже его холодноватость к месту. Ораториальная статичность, квазилитургические хоры, тонкое соотношение повествовательности и актерства — все получилось очень цельно. Мятущуюся душу главного героя передает бас Сергея Алексашкина, страстную натуру Груши — меццо-сопрано новой мариинской красавицы Кристины Капустинской, утонченный тенор Андрея Попова выписывает рисунок нескольких партий. Режиссер Алексей Степанюк на удивление точно попал в стиль, и спектакль, играемый на концертной сцене, вышел затаенно красивым. Из Нью-Йорка через Петербург в московский Зал имени Чайковского делает путь эта русская опера.

Путь в обратном направлении тоже не закрыт: в январе в Лондоне Владимир Юровский даст в концерт­ном исполнении ту самую оперу Мартынова «Новая жизнь».

 
Помещичьи забавы

Куклы, веера, платки, сервизы — в московских парках открылись экс­позиции по истории повседневности

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку