Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9




Банкет противоположностей

Редкости и новинки: произведения для четырех роялей и дважды двойной концерт

Петр Поспелов
Ведомости

30.10.2009, 40 (175)

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное

На следующей неделе в московских залах состоятся два концерта, специально задуманных для того, чтобы совместить несовместимое. Премьеры композиторов Владимира Мартынова и Павла Карманова пройдут каждая в своем, обескураживающем контексте.

«Веселая, пустовато-виртуозная музыка, созданная специально для развлечения высшего света» — ни разу не встречал ни в одном пресс-релизе, посвященном репертуару Большого зала Консерватории, подобных слов. Но жизнь не стоит на месте, и нам предстоит узнать на себе, чем развлекался высший свет, причем сделать это в рамках программы, хитроумно задуманной пианистом Алексеем Любимовым. Совершенно разные произведения объединяет лишь то, что исполняться они будут квартетом, состоящим из одних только роялей. Играть на них будут Алексей Любимов, Михаил Дубов, Петр Айду и Алексей Зуев.

Концертный квартет Карла Черни, к которому относится процитированная выше характеристика, будет исполнен в окружении произведений, каждое из которых символизирует какое-либо проявление авангарда.

«Механический балет» — сочинение американца Джорджа Антейла, присоединившегося в Париже к европейским футуристам и в 1924 году написавшего музыку к одноименному фильму Фернана Леже. Вместе с пианистами произведение исполнит ансамбль ударных Марка Пекарского.

«Пьеса для четырех фортепиано» (1957) — сочинение композитора, имеющего с Антейлом общего только то, что он тоже американец. В остальном Мортон Фелдман — полная противоположность своему соотечественнику. Если Антейл гремит, блестит и толкается локтями, то Фелдман что-то едва бормочет себе под нос. Иногда кажется, что его музыка состоит из одних пауз или невнятных, еле слышных звуков, внутреннюю гармонию которых непросто распознать.

Новый опус Владимира Мартынова «Листок из альбома II» (2009) написан, естественно, тоже для четырех фортепиано. Свой первый «Листок из альбома» Мартынов сочинил в 1970-х, когда минимализм в СССР был авангарднее самого авангарда. А сегодня его уже трудно отличить от классики.

В другой программе — свои про и контра: традиционализм и аутентизм. Эти направления представят два коллектива, записывающиеся на независимом лейбле Caro Mitis, которым руководит продюсер Михаил Серебряный. Оркестр «Эрмитаж», играющий в традиционном стиле, исполнит пьесы Бриттена и Бруха. Аутентизм защищает оркестр Pratum Integrum — у него в программе Платти и Телеман. В финале они сойдутся вместе. Специально ради этого Серебряный предложил Павлу Карманову написать «Дважды двойной концерт» для 2-х флейт, 2-х гобоев и 2-х камерных оркестров в 2-х разных строях (415 Hz и 442 Hz). Штука в том, что традиционалисты и аутентисты отличаются не только манерой игры, но и тем, что вторые настраиваются на полтона ниже первых. Соответственно, чтобы совпасть на одной высоте, им нужно играть в разных тональностях. Павел Карманов уже положил первую страницу своего сочинения в сеть, и она производит впечатление: в верхней половине партитуры при ключе стоит бемоль, в нижней — четыре диеза. Если все совпадет, на слух получится нечто вроде современного барокко.

2 ноября, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 94 01 4 ноября, Дом музыки, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11

 
Помещичьи забавы

Куклы, веера, платки, сервизы — в московских парках открылись экс­позиции по истории повседневности

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку