Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Leemage / East News

При помощи костей и клякс

Сочинения легкие, как мыльные пузыри: столетие со дня рождения Джона Кейджа в Москве отметят фестивалем «Музициркус»

Петр Поспелов
Ведомости

31.08.2012, 33 (315)

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное

Были времена, когда на Российском телевидении выходила авангардная ночная передача «Тишина номер девять». Почему номер девять, я уже не помню, но слово «тишина» было выбрано точно во славу Джона Кейджа. Это название его книги (вот-вот Silence появится и на русском языке), в которой написано: «Тишина безгранична в своем многообразии, она богаче любой самой богатой мелодии».

Кейдж противопоставил организующей деятельности композитора музыку мира, природы, города, а если вслушаться — и музыку, творящуюся внутри человеческого организма. Полной тишины не бывает, любой звук можно воспринять как музыкальный, а любое сочетание звуков — как музыкальную фразу. Анархия, случайность — только часть постулатов Кейджа, но для нас в первую очередь оказались важны именно они, потому как символизируют свободу.

В нашей стране Кейджа узнали в первую очередь благодаря Алексею Любимову — пианисту, культуртрегеру, подвижнику новой (и старой) музыки. Первый концерт с музыкой Кейджа он дал в России в 1969 году. Тогда Кейдж казался чем-то радикально новым по отношению не только к классической традиции, но и к авангарду. Исполняли его из-под полы, но круг адептов рос, и к концу 1980-х, когда появился фестиваль «Альтернатива», Кейдж уже имел в России целое войско сторонников: музыкантов-исполнителей и композиторов — несмотря на то, что быть композитором после пьесы «4'33''», состоящей из одних только пауз и вслушиваний в тишину, как бы уже нельзя.

Был ли композитором сам Кейдж? Да, столько же, сколько и поэтом, и философом. Арнольд Шенберг, у которого учился Кейдж в юные годы, назвал его «гениальным изобретателем». Больше всего общего Кейдж имел с современным искусством, одним из гнезд которого была его богемная квартира в Нью-Йорке: подобно тому как художники перешли от холстов к инсталляциям из мусора, Кейдж превратил в музыкальные инструменты радиоприемники, стаканы с водой, а в классический рояль насовал ластиков и десятицентовых монет, сделав из него ударный инструмент, дребезжащий по-восточному.

Прославленную композицию, состоящую из 4 минут и 33 секунд тишины, в наши дни «исполняют» и симфонические оркестры, и даже рок-музыканты (Пит Доэрти и другие). В эти мгновения тишины всякий волен вкладывать свои смыслы и ценности — Свободу, Истину, Красоту, Надувательство, Протест, хотя Кейджу было ценно Ничто, не имеющее причин и значений. Недавно на YouTube появилось смешное видео художника Адама Лукаса, представляющее собой нарезку бессловесных кадров из разных фильмов актера Николаса Кейджа — длиною в 4'33''.

Тем временем со дня рождения Джона Кейджа исполняется сто лет, и давно уже наступило время, когда его творчество стало представлять музейный интерес. В этом свете становится понятно, что многих его произведений мы попросту не слышали и не знаем. Фестиваль, который Алексей Любимов и его коллеги (русские и американские) проведут в Рахманиновском зале консерватории, во многом восполнит эти пробелы — на нем прозвучат сорок четыре композиции Кейджа. Здесь и ранние, и поздние вещи, и записанные нотами, и набрызганные кляксами на нотные строчки, сочиненные от ума и при помощи игральных костей, акустические и электрические, короткие и длинные, забавные и занудные, остроумные и наивные, но всегда легкие, как мыльные пузыри. Над трагическим, субъективным и дисгармоничным искусством прошлого века творчество Кейджа плывет безмятежным облаком.

Контекстом для вещей Кейджа на грядущем фестивале станет музыка предшественников (Айвз, Варез, Сати), современников, соотечественников (Фелдман, Картер, Бэббитт) и, конечно, русских адептов, среди которых первые имена нашей композиторской сцены: Николай Корндорф, Владимир Мартынов, Сергей Загний, Владимир Тарасов, Антон Батагов, Павел Карманов, Иван Соколов, Владимир Горлинский. Фестивалю дано имя «Музициркус» — так назывался проект самого Кейджа, в котором его разные произведения исполнялись одновременно. У нас они прозвучат по очереди — видать, мы больше дорожим музыкой Кейджа, чем сам ее автор.

5, 8, 11, 15, 20 сентября, Рахманиновский зал консерватории, Б. Никитская ул., 11, www.mosconsv.ru

 
Помещичьи забавы

Куклы, веера, платки, сервизы — в московских парках открылись экс­позиции по истории повседневности

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку