Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Братьев не выбирают

В МХТ им. Чехова репетируют спектакль о нацистском преступнике Адольфе Эйхмане

Сергей Петров
Пятница

13.09.2013, 32 (364)

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное

В характере Эйхмана есть что-то очень современное. Он просто делает свою работу и старается выполнять ее как можно лучше, не интересуясь тем, что происходит вокруг

Нельзя ли как-нибудь устроить, чтобы у меня была возможность с кем-нибудь поговорить?«- просит Адольф Эйхман у охранника в самом начале этой истории. Его просьбу выполняют, и вот он сидит за длинным столом напротив следователя, а посередине крутит свои катушки бобинный магнитофон, к которому тянутся провода от двух микрофонов. Большую часть пьесы Эйхман будет рассказывать о себе, отвечать на вопросы следователя и пытаться доказать, что он всего лишь делал свою работу.

Документальный спектакль «Брат Эйхман» приехал ставить в Москву Ханс-Вернер Крезингер в рамках лаборатории МХТ им. Чехова «Немецкий театр. Впервые на русском». Пьесу написал Хайнар Киппхардт, использовавший для нее материалы допроса подполковника СС, которому было поручено «окончательно решить еврейский вопрос». «Этим проектом Художественный театр открывает для России новые тексты, — рассказал Пятнице” помощник худрука по спецпроектам Павел Руднев. — Решение поставить именно эту пьесу принимал сам Крезингер. Он — один из крупнейших театральных документалистов в мире, а в Германии — точно самый главный».

Репетиция продолжается. «Хотите закурить?» — предлагает следователь, и Эйхман в исполнении Эдуарда Чекмазова благодарно и униженно кивает. На весь зал раздается многократно усиленный микрофоном звук извлекаемой из коробка спички, и бывший подполковник СС жадно затягивается. Этот образ покорного и тихого человека резко контрастирует с тем, что известно о главном герое спектакля: Отто Адольф Эйхман возглавлял отдел гестапо, непосредственно занимавшийся уничтожением евреев, и в августе 1944 года представил Гиммлеру доклад, в котором говорилось об уничтожении 4 миллионов человек. После войны ему удалось бежать в Аргентину, там его выследил «Моссад», вывез в Израиль, где его судили и в 1962 году повесили. Эйхману и суду над ним посвящены фильмы и книги, самая известная из которых — отчет Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме».

«Когда ставишь такой спектакль в другой стране, то обнаруживаешь, что на первый план начинают выходить какие-то неожиданные аспекты, — рассказывает Ханс-Вернер Крезингер. — Эйхман — очень известная фигура в Германии, здесь же его знают меньше. Поэтому мы больше внимания уделяем тому, как он стал тем самым Эйхманом, функционером, который не думал о том, что он убивает людей».

По словам режиссера, в характере Эйхмана есть что-то очень современное. Он просто делает свою работу и старается выполнять ее как можно лучше, не интересуясь тем, что происходит вокруг. «Мне любопытно, как спектакль будет воспринят в России, где нацистов долгое время было принято показывать без нюансов, как воплощение зла, — признается Крезингер. — Пьеса называется Брат Эйхман”, а братьев не выбирают. Так что часть Эйхмана может быть внутри каждого из нас, и все зависит от того, какие решения мы принимаем в ключевой момент и какую ответственность за них несем». Режиссер убежден, что подобные произведения делают нас более восприимчивыми и заставляют внимательнее относиться к тому, что навязывает нам общество.

«В чем-то это будет спектакль, разбивающий стереотипы. Война — для нас табуированная зона, в особенности для нашего театра. В советское время считалось, что театр — это святое место, где зрителя духовно возвышают. Но сейчас понятно, что это место, где ведется диалог, где опровергают устоявшиеся стереотипы и произносят парадоксальные мысли», — убежден Руднев.

Эскиз спектакля можно увидеть в мастерских МХТ 17 и 18 сентября, а на следующий день обсудить его с режиссером и тем самым поучаствовать в судьбе «Брата Эйхмана».

mxat.ru

 
Помещичьи забавы

Куклы, веера, платки, сервизы — в московских парках открылись экс­позиции по истории повседневности

1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку