Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Интервью — Брюно Анселен, гендиректор Renault в России

Какой автомобиль будет выпускать Renault на «АвтоВАЗе»? Что будет производить «Автофрамос»? Что сейчас мешает иностранным автоконцернам инвестировать в Россию? Рассказывает Брюно Анселен


Vedomosti.ru

  • Статья
  • Отзывы 
  • В избранное
Интервью — Брюно Анселен, гендиректор Renault в России

Фото: А. Махонин / Ведомости

 
 
Биография
Родился в декабре 1957 г. Окончив Высшую инженерную школу Парижа, получил диплом гражданского инженера и квалификацию главного инженера инженерного корпуса

1982
пришел на работу в Renault, с 1996 г. — заместитель директора по производству на заводе Renault в городе Флен (Франция)

1999
директор по логистике Renault, с 2006 г. — директор программы М1 (автомобили Mеgane, Scеnic, Koleos)

2009
директор по промышленной стратегии альянса Renault-Nissan

2010
гендиректор Renault в России и операционный директор региона Евразия группы Renault

Переезд из Москвы в Тольятти
«Автофрамос» создавался в 1998 г. как совместное предприятие Renault и правительства Москвы, но к концу 2012 г. доля Москвы была выкуплена французами. В 2005 г. компания начала сборку автомобилей Renault полного цикла. Но выпуск Logan в Москве будет прекращен. По словам Брюно Анселена, Renault будет производить Logan предыдущего поколения на «Автофрамосе» и новый Logan на «АвтоВАЗе» одновременно некоторый переходный период: «Почему мы так делаем? Первая причина в том, что с московского завода мы поставляем Logan и в другие страны Евразии. Новый Logan будет выводиться на рынки разных странах не единовременно: где-то — чуть позже, где-то — чуть раньше. До этого момента туда будет поставляться старый Logan. Вторая причина в том, что для нас очень важно качество нашей продукции. Не то чтобы мы не доверяем, напротив, мы полностью доверяем “АвтоВАЗу”. Но мы не у себя, и мы хотим четко проверять каждый этап, чтобы обеспечить качество нашей продукции. По той же причине мы не стремимся активно наращивать выпуск, будем делать это постепенно… Цель переходного периода — сохранять, а лучше наращивать долю Logan на рынке до момента, когда мы выйдем на полную мощность на “АвтоВАЗе”. Этот период может продлиться до конца года».

Renault в мире
Самой продаваемой моделью Renault в прошлом году стал автомобиль Clio 4 (на фото сверху). Это новая модель французов — она вышла на рынок только в 2012 г. За прошлый год компания продала 330 443 этих автомобилей. В России официальные продажи Clio 4 еще не начались. Самая популярная модель Renault среди россиян — Duster.

9,6% — доля Renault на европейском рынке
Renault занимает третье место по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в Европе, уступая лидеру — группе Volkswagen и PSA Group

Renault SA
Французский автоконцерн
Акционеры (данные компании): правительство Франции (15,01%), Nissan (15%), Daimler AG (3,1%), сотрудники компании (3,06%), в свободном обращении — 62,5%.
Капитализация — 20,6 млрд евро.
Финансовые показатели (2013 г.):
Выручка — 40,9 млрд евро,
чистая прибыль — 586 млн евро.
Продажи (2013 г.): в мире — 2,63 млн автомобилей (данные компании), в России — 189 852 автомобилей (данные AEB).

  Эта публикация основана на статье «“Мы не оставим 500 млн евро на обочине”, — Брюно Анселен, генеральный директор Renault в России» из газеты «Ведомости» от 20.03.2014, №48 (3552).

Renault чувствует себя лучше российского рынка, но из-за падения рубля французский автоконцерн может пересмотреть или вовсе отказаться от части рассматриваемых индустриальных проектов. Это касается проектов, предусматривающих небольшой объем выпуска и где экономически нецелесообразно делать высокую локализацию, рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор Renault в России и операционный директор региона Евразия группы Renault Брюно Анселен. Отказываться от существующих проектов, предусматривающих выпуск массовых моделей, компания не намерена, подчеркивает он.

— Где вы проводите больше времени — в Москве или Тольятти?

— Конечно, в Москве. Здесь находится российский офис Renault. Менеджмент «АвтоВАЗа» независим от Renault, и г-н Андерссон (президент «АвтоВАЗа». — «Ведомости») находится в подчинении г-на Гона (президента Renault и Nissan. — «Ведомости») и рапортует именно ему. В принципе, такая же ситуация у нас и у Nissan в России: компании управляются отдельно и тоже отчитываются перед г-ном Гоном. Но это не мешает нам находить синергию в закупках, логистике, производстве. Единственное, где у нас нет партнерства, нет обсуждения и не будет, — это область коммерции, продаж автомобилей. Потому что ФАС очень внимательно следит за тем, чтобы не было никакого сговора между партнерами при ценообразовании. Наша совокупная доля на российском рынке — более 30%, а планируем мы занять 40%.

— Вы заметили, что Бу Андерссон подчиняется напрямую Карлосу Гону. А предыдущий президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров с кем общался напрямую?

— Взаимоотношения г-на Комарова с г-ном Гоном строились другим образом, потому что председателем совета директоров в тот период был Сергей Чемезов (генеральный директор «Ростехнологий». — «Ведомости»). Сейчас это Гон.

— Для многих стало неожиданностью то, что новым президентом «АвтоВАЗа» стал Андерссон, возглавлявший ранее группу ГАЗ. Как вы его оценивали до назначения президентом «АвтоВАЗа» и изменилось ли ваше отношение к нему в процессе работы?

— Мне сложно об этом говорить — не я его шеф и не я его назначал. Я немного, конечно, знал Андерссона до того, как его назначили, встречался с ним на нескольких автомобильных конгрессах. В декабре 2013 г., перед его назначением на пост президента «АвтоВАЗа», мы провели с ним день на «Автофрамосе» (автозавод Renault в Москве. — «Ведомости»). Я рассказал, какие изменения на «АвтоВАЗе», на мой взгляд, нужно провести как можно скорее; как выстраивает свою политику Renault в России; как мы работаем в области качества, производительности труда, локализации на «Автофрамосе». Андерссон — большой профессионал в автомобилестроении. О себе говорить не буду — это было бы нескромно, лучше спросить у моих коллег, но мы с Андерссоном по всем вопросам, которые обсудили, имели практически одинаковое мнение. Сейчас самый главный приоритет — это качество продукции «АвтоВАЗа». Вторая часть — производительность и издержки. Далее есть вопросы, связанные с объемом производства, продаж и доли на рынке. Ну и, естественно, обновление модельного ряда. Это вопросы, которые «АвтоВАЗу» нужно решить до 2020 г. Прежде чем говорить о продуктовой линейке завтрашнего дня, нужно обеспечить хорошую производительность и рентабельность сегодня. Если вы думаете, что ваши проекты будут рентабельны завтра, но они нерентабельны сегодня, то ваши инвестиции в эти проекты будут только расти. Мы демонстрируем хорошие результаты как раз потому, что плотно работаем с издержками. Все, что сейчас делает Андерссон, соответствует тому, что мы сами делаем в последнее время в России. Но у него на это гораздо меньше времени, чем было у нас после кризиса 2008 г.

Секрет раскрыт

— С выпуска какой модели начнется производство автомобилей Renault на «АвтоВАЗе»? Источники «Ведомостей» рассказывали, что это будет новое поколение Renault Logan.

— Что меня удивляет в России — информация циркулирует в интернете, есть даже фотографии, но до того момента, пока сама компания не подтвердила, что происходит, есть некие сомнения. (Смеется.) Во Франции, например, если фотографии появились, компания может говорить все, что угодно, все всё равно будут считать, что это правда.

Да, сегодня мы можем вам подтвердить, что новый Logan действительно будем производить на «АвтоВАЗе». Он будет первой машиной Renault на «АвтоВАЗе» и четвертой моделью, выпускаемой на линии B0 помимо двух версий Lada Largus (легковой и коммерческой) и Nissan Almera.

— Когда начнется серийный выпуск нового Logan?

— В принципе, он уже начался, и мы ежедневно производим на «АвтоВАЗе» несколько десятков машин. Разрешение по качеству было получено в конце января. У нас нет такого понятия, как «массовое» или «серийное» производство. Мы начинаем с того, что на линии сначала выпускается 10 автомобилей в день, потом 20 и т. д. Такое наращивание темпов происходит при запуске любой модели.

У нас уже есть несколько сотен автомобилей, готовых в определенный момент увидеть своих покупателей. Продажи Logan начнутся во II квартале 2014 г. На полную мощность планируем выйти в начале 2015 г. Максимально линия B0 может производить 30 автомобилей в час, 350 000 шт. в год. Под выпуск Renault зарезервирована половина этой мощности. По производству Logan предыдущего поколения, который в России выпускается на «Автофрамосе», мы ограничены в мощностях. На «АвтоВАЗе» мы сможем производить новый Logan в больших объемах, чем старый Logan сейчас.

— Сколько вы планируете выпустить новых Logan в этом году?

— Мы не раскрываем объемы производства.

— Вы сказали, что планируете выйти в начале 2015 г. на полную мощность по выпуску автомобилей Renault на «АвтоВАЗе». Я правильно понимаю, что это будет не только Logan, но и вторая модель Renault, которую вы также планируете запустить в производство на «АвтоВАЗе»?

— Мы выйдем на полную мощность к началу 2015 г. только по Logan. Ни в коем случае не отказываемся от второй модели. Она появится до конца года. На максимальную мощность по обеим моделям мы выйдем в течение 2015 г.

— Что это будет за модель? Sandero? Предполагается, что вторая модель Renault на «АвтоВАЗе» тоже будет иметь платформу B0, как и Logan.

— Мы пока не называем вторую модель. Сейчас мы стоим на пороге начала продаж нового Logan и готовы говорить только о нем. Хотел бы напомнить, что Logan мы продаем в России с 2005 г., т. е. скоро будет 10 лет, как он представлен на рынке. Sandero мы запустили в 2010 г. Машина более новая, поэтому мы не настолько сжаты в сроках, чтобы ее заменить.

Сохранить полную нагрузку

— Чем выпускаемый в России новый Logan будет отличаться от тех, что производятся за рубежом?

— Как и все автомобили нашей гаммы для рынка России, он будет адаптирован под российские условия: у него будут увеличенный дорожный просвет, большая мощность обогрева, возможность запуска в холодных условиях плюс другие дополнения, которые мы учли при рассмотрении пожеланий владельцев старого Logan.

— Как вы собираетесь разводить на рынке оба поколения Logan ? Сколько будет стоить новинка?

— Мы пока не объявляем цены на новый Logan. Автомобиль тоже будет иметь кузов седана, но дизайн и комплектация будут отличаться от старого Logan. Что касается рынка других стран, то там конкуренции вообще не будет — после завершения продаж старого Logan на рынке появится новый.

— А куда помимо России вы будете поставлять новый Logan, выпускаемый на «АвтоВАЗе»? Будет ли это Украина, например, или Казахстан?

— На Украине новый Logan продается уже около года, он производится в Румынии. Мы экспортируем Logan в Белоруссию и Казахстан.

— Как вы будете использовать высвобождающиеся мощности на «Автофрамосе»?

— Во-первых, мы увеличим производство Duster, потому что нынешние объемы не полностью удовлетворяют потребности рынка. Кроме того, мы начали выпуск Renault Megane и нам тоже не хватает мощности для удовлетворения спроса на него на местном рынке. Аналогичная ситуация по Renault Fluence. Часть этих моделей мы завозим из Турции, но скоро все Megane и Fluence, продаваемые в России и странах СНГ, будут выпускаться на «Автофрамосе». И Sandero, конечно же, тоже будем производить. (Улыбается.) Если российский рынок не упадет, то мы планируем сохранить полную загрузку завода. Сейчас, несмотря на снижение рынка, основной спрос приходится либо на машины начального сегмента, либо на лакшери-автомобили. Мы не выпускаем премиальных машин, работаем в начальном сегменте и по своим продажам не видим необходимости снижать производство на своем заводе.

— Планируете ли организовать выпуск новых моделей на «Автофрамосе»?

— В «Автофрамос» мы инвестировали 500 млн евро и не оставим эти деньги на обочине. Будем использовать все возможности предприятия, загружая мощности в том числе новыми моделями. Сейчас мы изучаем четыре новые модели, которые могут выпускаться на «Автофрамосе». Детали пока не раскрываем.

Пугает свободное падение

— Как повлияло на ваш бизнес снижение курса рубля?

— В настоящий момент это, конечно, тяжелый вопрос. Несмотря на то что у нас уровень локализации самый высокий среди заводов, построенных в России иностранными автоконцернами, все равно часть компонентов мы закупаем за рубежом — за евро, доллары, иены и другую валюту. И единственная возможность сохранить рентабельность — это повышение цен на автомобили. Кроме того, такая сильная девальвация рубля ставит под вопрос наши будущие проекты. Особенно те, в рамках которых мы не собирались производить большие объемы, соответственно, по ним не предусматривается высокий уровень локализации.

Чтобы наладить локальное производство, нужно выпускать минимум 50 000 автомобилей в год, иначе глобальные поставщики не придут и не наладят тут производство. Для самой компании экономическая целесообразность появляется по некоторым комплектующим при выпуске 200 000-300 000 автомобилей в год. По проектам, где объемы не должны превышать 20 000-30 000 шт., речь о локализации может идти только по каким-то крупным, габаритным компонентам.

У нас проектов, предусматривающих небольшой объем, на ближайшее время было достаточно много, но сейчас их рентабельность под большим вопросом. В этом году курс рубля упал на 20%, а в 2008 г., как мы помним, снижение достигало 30%. При наших расходах по небольшим по объему проектам мы не сможем сэкономить на издержках 30%. Я думаю, что многие автопроизводители окажутся в такой же ситуации, что и мы. Потому что проектов, в рамках которых производится более 30 000 автомобилей в год по каждой модели, мало.

— Вы уже скорректировали свою инвестиционную программу в России? От каких проектов решили отказаться?

— Программу мы пока не меняли. Сейчас евро стоит 51 руб., и если бы снижение на этом остановилось, то мы смогли бы произвести новые расчеты. Но пугает свободное падение. Еще важный момент — когда мы запускаем новое производство, то всегда значительные расходы приходятся на закупку оборудования, а оно для нас все в евро. Плюс оплата труда — при организации новых производств мы привлекаем зарубежных инженеров, в том числе из Франции. Эти расходы тоже привязаны к евро.

— Приведите примеры проектов, от которых вы можете отказаться.

— Не могу озвучить конкретные модели, но сейчас больше всего вопросов по трем проектам.

— Они все касаются «Автофрамоса» или еще и других площадок, включая Ижевский автозавод?

— Не только «Автофрамоса». Не могу сказать, касается ли это конкретно «Ижавто»: о том, что мы там будем производить, мы не планируем говорить до тех пор, пока не начнется само производство. А это произойдет не ранее 2015 г. Причем, говоря о небольших проектах, я не имею в виду только выпуск автомобилей. Проекты, связанные с локализацией, например по выпуску двигателей и коробок передач, тоже могут оказаться под вопросом. Там тоже сильная евровая составляющая — в оснастке, например. Может оказаться, что их дешевле не локализовывать, а импортировать. По любому проекту невозможно сразу добиться 100%-ной локализации. Пока мы выйдем на экономически выгодный уровень, мы потеряем много денег. Вообще, объемы и локализация взаимосвязаны. И не сразу скажешь, что первично, как в случае с курицей и яйцом. Если у вас небольшие объемы, то вы не можете обеспечить локализацию. Но если вы не локализовались, вы не можете наращивать объемы выпуска.

Предприниматели ненавидят войну

— В 2013 г. «АвтоВАЗ» начал выпускать двигатели и коробки передач для комплектации Lada Largus и других автомобилей на платформе B0. Вы начали их закупать?

— Еще нет, находимся в стадии подписания соглашения с «АвтоВАЗом». Нас больше интересует коробка, которая охватывает 70% гаммы автомобилей, выпускаемых на «Автофрамосе». Двигатель, который собирает «АвтоВАЗ», — 1,6 л, а такие моторы мы используем на своем заводе в небольших объемах. В основном он будет использоваться для комплектации автомобилей Lada и Nissan.

Как вы знаете, мы уже закупаем у «АвтоВАЗа» шасси — они обеспечивают 100% выпуска Logan, Sandero и Duster.

— Вы уже приняли решение о начале контрактного выпуска LCV на мощностях ЗиЛа?

— ЗиЛ — это один из проектов с небольшим объемом. И к нему много вопросов в связи с понижением курса рубля. Решение не принято, но цифры не очень хорошие.

— Но ведь оборудование закупает сам ЗиЛ.

— Все равно за него надо будет заплатить. ЗиЛ не дарит это оборудование, но в какой-то момент его стоимость будет включена в стоимость услуг по контрактному выпуску LCV.

— В прошлом году вы создали совместную с «АвтоВАЗом» закупочную компанию. Вы уже подсчитали, сколько смогли на этом сэкономить?

— Эффект по закупкам носит долгосрочный характер, он будет заметен в будущем. В этой закупочной организации мы работаем по трем направлениям — закупка комплектующих, оснастки и зданий для будущих моделей.

— Renault помогает «АвтоВАЗу» разрабатывать новые модели, условно обозначаемые BM-Hatch и B-Cross. На основе каких моделей они разрабатываются?

— Это скорее вопрос к «АвтоВАЗу». Мы помогаем им как поставщик инженерных услуг, а спецификацию, технические характеристики могут озвучить только они.

— Ситуация вокруг Украины, Крыма, в том числе санкции со стороны ЕС, — все это повлияло на ваш бизнес в России?

— Последствий мы не видим и надеемся, что не увидим, что ситуация стабилизируется. Предприятия друг от друга зависят, поэтому предприниматели ненавидят войну.

— Все ли идет по плану в рамках сделки по получению альянсом Renault-Nissan контроля над «АвтоВАЗом» — ее планируется закрыть к лету 2014 г.?

— Сделка идет своим чередом, ничего не меняется.

— Планирует ли Renault в дальнейшем увеличить долю, получив контроль над «АвтоВАЗом»?

— Нам это не нужно. Достаточно того, что контроль будет иметь альянс.

— Каков ваш прогноз по российскому рынку?

— Вы заметили, что я говорил о проблеме ослабления рубля, но не жаловался на рынок. Пока мы настроены оптимистично, поскольку снижение на 5% в 2013 г. — это не критично. Результаты января и февраля не показательны, потому что сокращение российского рынка началось в марте прошлого года. Март 2014 г. будет первым месяцем, когда мы проверим крепость российского рынка.

Развитие событий: «АвтоВАЗ» не смог договориться со всеми поставщиками о снижении цен →

 
1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку