Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Выигрыш от платной парковки

У платных парковок в Москве множество недостатков, но большинство автовладельцев выиграли от введения платы


Vedomosti.ru

  • Статья
  • Отзывы48
  • В избранное

В декабре зона платной парковки в Москве еще сильнее расширится — почти в два раза, покрывая улицы между Садовым и Третьим кольцом. Это правильно: платные парковки в центре — одна из самых продуктивных мер московского правительства последних лет, опирающаяся одновременно и на экономическую науку, и на мировой опыт.

К сожалению, повышение экономической эффективности вовсе не всегда популярная мера. От введения платных парковок экономическая эффективность повысилась — возможно, что не только большинство граждан, но даже большинство владельцев автомобилей выиграли от введения платных парковок. И тем не менее платные парковки остаются непопулярными — если бы сейчас было проведено голосование, противники платности парковок скорее всего победили бы.

Каковы экономические последствия введения платных парковок? За год (с сентября 2013 г.) мэрия заработала почти 2 млрд руб., но это, конечно, не выигрыш — эти деньги были заплачены москвичами, и, значит, с точки зрения общей эффективности ничего не изменилось. Прибыли одних равны потерям других. В чем же выигрыш? Выигрыш в том, что благодаря введению платных парковок отчасти изменился состав тех, кто стал ездить и парковаться в центре. Раньше высокооплачиваемый сотрудник какой-нибудь компании, расположенной в центре, был вынужден дольше искать парковочное место или, поставив машину с нарушением, весь день об этом думать, отвлекаясь от деятельности, за которую ему платят столько, что выгоднее заплатить за парковку. То же самое относится к человеку, приехавшему в центр в театр, на концерт или в ресторан, — теперь свободные места есть почти всегда. (Если их нет совсем и после введения платы за парковку, можно отрегулировать ситуацию с помощью цены на стоянку в этом районе.)

Почему от введения платы за парковку стало больше свободных мест? Потому что для части тех, кто парковался в центре до введения платы, цена этой парковки оказалась ниже введенной платы. Теперь они перестали ездить в центр или стали ездить меньше, освобождая дороги и парковочные места для тех, кто ценит их — в смысле готовности платить — выше. (Те, кто приезжает в центр и паркуется с нарушением — например, заклеивая номера, — тоже платят новую цену: если кто-то 20 раз нарушил правила, экономя каждый раз по 100 руб., а один раз его оштрафовали на 2000 руб., то он ничего от своих нарушений не выиграл.) Однако даже и те, кто стал ездить гораздо реже, кое-что выиграли: в тот момент, когда им действительно будет нужно поехать в центр, это будет быстрее и проще.

Конечно, у платных парковок в Москве множество недостатков. Зоны тарификации разделены очень грубо, еще более грубо разделены «часовые пояса», знаки иногда стоят неправильно или правила объяснены плохо, а мошенники — те, кто паркуется с нарушениями, — слишком легко уходят от ответственности. Тем не менее сделан первый шаг, и важно, чтобы эта деятельность продолжалась.

Константин Сонин — профессор и проректор НИУ Высшая школа экономики. Мнение автора является его личной точкой зрения

Развитие событий: Платная парковка — лекарство от транспортных проблем города — Ликсутов →

 
1.
Туроператоры перевезли Египет в Сочи 
2.
«Дикси» снимает с продажи водку от «Синергии» и Roust 
3.
«Стройгазконсалтинг» может достаться Газпромбанку