Специальный проект

15 самых обсуждаемых российских продуктов

«Ведомости 15» – проект редакции к 15-летию газеты, которое будет отмечаться в сентябре. Мы вспоминаем, как вместе с нами развивался российский бизнес, и ежемесячно выбираем 15 самых ярких событий и явлений за эти годы.

Очередной выпуск посвящен 15 продуктам, о которых мы больше всего говорили за эти годы. Редакция «Ведомостей» выбрала свой топ-15, а читателям — предложила выбрать свой.
АК-47
АК-47

«Калашников умер, но дело его продолжает убивать» – народный афоризм является, к сожалению, чистой правдой: автомат Калашникова, один из самых известных российских продуктов (который в России, кстати, уже не производится), находит себе все новые области применения: Ирак, Сирия, Украина…

В каком количестве был произведен автомат Калашникова и другое оружие на основе его конструкции, точно неизвестно: называются цифры и в 90 млн единиц, и даже более. Но несомненно, что это одно из самых известных в мире изделий отечественной промышленности. Широким распространением по всему миру АК-47 обязан не только своей простоте и безотказности, но и советской практике по широкой раздаче лицензий и помощи в освоении производства многим десяткам стран мира: Болгария, Сербия и Китай являются в последние десятилетия самыми крупными производителями и продавцами разнообразных версий автомата Калашникова.

Российская армия не закупает автоматы Калашникова уже давно. Фактически на родине скончавшегося в прошлом году Михаила Калашникова успешным является только производство созданного на базе автомата карабина «Сайга», главным образом – для американского рынка. Сейчас ряд предприятий во главе с заводом «Ижмаш» в Ижевске объединены в подконтрольный «Ростеху» «Концерн Калашников», 49% которого проданы предпринимателям Алексею Криворучко (который стал новым гендиректором концерна) и Андрею Бокареву. Этот крайне редкий за последние годы пример частичной приватизации оборонной компании говорит о том, что в «Ростехе» не надеются исключительно на субсидирование за счет госзаказа, которое покрыло бы все убытки предприятий концерна.

Простота и надежность автомата Калашникова имела и обратную сторону – она стала одной из причин консерватизма военных и промышленности, из-за которого более современные образцы стрелкового оружия все никак не поступят массово на вооружение российской армии. В разработке этого нового образца участвует и концерн «Калашников».

Антивирус Касперского
Антивирус Касперского

Коробочный антивирус «Лаборатории Касперского» – не единственный, но самый известный из программных продуктов, созданных в России и покоривших международный рынок. По данным самой компании, она продает антивирусы и другое защитное ПО более чем в 200 странах и на Россию приходится всего 20% ее глобальных продаж (полная выручка «Лаборатории Касперского» за прошлый год – $667 млн). Аналитическая компания Gartner считает «Лабораторию Касперского», основанную в России в начале 1990-х гг., одним из пяти лидирующих производителей защитного софта – наряду с Symantec, McAfee, Trend Micro и Sophos.

Успехи «Лаборатории Касперского» иногда объясняют предположительной связью ее основателя, Евгения Касперского, с российской правоохранительной системой (такое мнение выразили, в частности, авторы большой статьи о Касперском, опубликованной летом 2012 г. в журнале Wired). Сомнительно, однако, чтобы близость к ФСБ и Минобороны (если она вообще не миф) сама по себе могла обеспечить компании мировое признание. Сам Касперский в одном из интервью говорил, что оказался в числе первых специалистов, заинтересовавшихся работой компьютерных вирусов и написавших первые программы для борьбы с ними. Дело было лишь за тем, чтобы вовремя выйти на рынок с коммерческим продуктом.

У западных политиков Касперский стал авторитетом после того, как в 2010 г. его «Лаборатория» обнаружила вирус Stuxnet, атаковавший ядерные мощности Ирана, а в 2012–2013 гг. – вирусы Flame и «Красный октябрь», шпионившие за госструктурами стран Ближнего Востока, Восточной Европы и ряда других государств. В 2011 г. миноритарный пакет акций «Лаборатории» приобрел известный американский фонд General Atlantic – правда, через год продал их. Задача привлечения сторонних инвесторов, а тем более продажи контроля в компании перед Касперским по-прежнему не стоит. «Что я тогда буду делать?» – задает он риторический вопрос.

«Балтика»
«Балтика»

История «Балтики», как и многих других компаний в постсоветской России, многие годы была личной историей успеха одного человека. В 1991 г. Таймураз Боллоев пришел на недостроенный пивзавод на окраине Петербурга. «Никто не хотел идти сюда работать», – рассказывал он «Ведомостям». В 1992 г. завод с новым оборудованием уже мог выпускать качественное пиво. До 1993 г. «Балтика» развивалась на собственные средства, а потом привлекла стратегического инвестора – Baltic Beverages Holding (BBH; ее основали пивоваренные компании Hartwall и Pripps Ringnes специально для работы в странах Восточной Европы). И хотя в 1995 г. BBH уже владела контрольным пакетом предприятия, рассказывали, что все решения в компании принимал один человек – Боллоев, вникавший в самые, казалось, незначительные детали.

Рынок прибавлял по 30% в год, «Балтика» налаживала дистрибуцию. Результат был настолько сильным, что в начале 2000-х «Балтика» даже могла себе позволить рекламировать не конкретные марки, а «знаменитое пиво России» (так говорилось в ее ролике). Первые транснациональные конкуренты подтянулись на российский рынок только к концу 1990-х, но активно взялись за дело, а заодно оказались проворнее и успешнее в рекламе – и на рынке даже пошли разговоры о том, что бренд «Балтика» выдыхается, а потребитель от нее устал.

Но «Балтика» умеет быстро учиться на своих ошибках – и вовремя исправилась. В 2004 г. Боллоев покинул «Балтику». После отставки отца-основателя компания знала разные времена, но сдвинуть ее с однажды завоеванного пьедестала до сих пор не удалось никому. В 2008 г. датская Carlsberg, к тому моменту уже владевшая половиной BBH, вступила в ожесточенную схватку за крупного британского конкурента Scottish & Newcastle, едва ли не главным активом которого была вторая половина BBH. Схватку Carlsberg выиграла, затем датчане постепенно выкупали доли компании, владевшей уже к тому времени 10 предприятиями по всей стране, у миноритариев и в 2012 г. провели делистинг «Балтики», консолидировав 100% ее акций. И хотя сейчас, с ужесточением антиалкогольных норм, у «Балтики» (как и у всех производителей) добавилось проблем, главное неизменно: «Балтика» – российское пиво номер один.

Большой театр
Большой театр

В фильме «Мишень» по сценарию Владимира Сорокина влюбленные расстаются, уговариваясь встретиться через несколько десятков лет у Большого театра. Мы уверены: Большой театр был, есть и будет.

Между тем он реально мог рухнуть: бывший гендиректор театра Анатолий Иксанов вспоминал бессонную ночь осенью 2009 г. – перед тем, как исторические стены театра должны были переносить с временных конструкций на вновь подведенный фундамент. Но реставрация 2005–2011 гг., сопровождавшаяся многомилионными тратами, увенчалась успехом: теперь Большой изнутри начинен современной техникой, но его облик остался старинным, а музыка в нем звучит так красиво, как не звучала с XIX в.

Всегда отставая от страны лет на 10–15, Большой во времена перестройки жил по-брежневски, а в эпоху путинской стабильности отважился на реформы. Теперь это не только дом одной из лучших в мире балетных трупп, но и европейский оперный дом: в последние годы не редкостью были премьеры, где поголовно все партии исполняли иностранцы. Реформы сопровождались скандалами, венцом которых стало чудовищное нападение на худрука балета. Однако в театре появлялась и современная режиссура, и хореография.

Иксанов сумел привлечь в Большой лучшие художественные силы, но в 2013 г. он был отправлен в отставку. Новый гендиректор Владимир Урин должен воплотить современные веяния: теперь в театре будут петь в первую очередь свои, российские артисты. Действительно, сегодня они иностранцам не уступают, и это результат последних лет. Теперь и в Большом пора начаться эпохе стабильности.

«В контакте»
«В контакте»

Социальная сеть «В контакте» начиналась в 2006 г. как закрытое приложение к форуму студентов Санкт-Петербургского государственного университета. Владельцем форума был Павел Дуров, который считается и основателем «В контакте», хотя у него были партнеры – Вячеслав Мирилашвили и Лев Левиев. Довольно быстро «В контакте» начала набирать аудиторию, увеличив ее до 3 млн пользователей уже к концу 2007 г. А сейчас ежемесячная аудитория проекта – около 50 млн человек.

«В контакте» с самого начала напоминала своего старшего брата – американскую соцсеть Facebook: ее основной аудиторией тоже в первое время были студенты, да и дизайн у российского проекты был один в один как у детища Марка Цукерберга. Но у российского проекта сразу появились свои особенности. В отличие от западных аналогов, живущих в мире жестких правил соблюдения авторских прав, «В контакте» могла себе позволить разрешить пользователям загружать любой контент. В итоге соцсеть превратилась в огромную библиотеку самого разного контента – фильмов, музыки, книг и т. п. Злые языки говорят, что именно благодаря этому «В контакте» удалось набрать огромную аудиторию в России, оставив Facebook далеко позади. Но у этого есть и оборотная сторона. Компания, по сути дела, оказалась в ловушке: может, она под давлением правообладателей и убрала бы пиратский контент, но это может повлечь отток аудитории. А договориться о легализации контента компании пока не очень удается.

Другая особенность «В контакте» – ее основатель Павел Дуров. За восемь лет управления компанией он сделал продукт, работающий, как говорят многие, быстрее, чем Facebook. И если бы он просто сменил дизайн, то скорее всего все быстро перестали бы говорить, что «В контакте» – это клон Facebook. Но за это же время Дуров сумел сначала рассориться со своими партнерами, затем с акционером «В контакте» – Mail.ru Group, после чего помирился с группой и вступил в конфликт с новым акционером социальной сети – фондом UCP. Все это привело к его увольнению, а вскоре и к отъезду из России: он фактически объявил себя диссидентом, сообщив, что уезжает из России и что для него нет пути назад, так как он отказался сотрудничать с властями, которые требовали от него удалять оппозиционные группы во «В контакте».

После ухода Дурова у «В контакте» началась новая жизнь: компанией управляют менеджеры, ранее работавшие в структурах Алишера Усманова (контролирует Mail.ru Group). Но ставить точку в истории конфликтов рано, ведь даже после ухода Дурова Mail.ru Group и UCP пока не могут договориться о будущем социальной сети.

«Газель»
«Газель»

«Газель», которая дает работу миллионам россиян и позволила Горьковскому автозаводу избежать участи московских ЗиЛа и АЗЛК, появилась на свет не благодаря, а вопреки.

В позднем СССР производства малотоннажных грузовиков не существовало: государству, ориентированному на мегапроекты, подобная мелочь была неинтересна. Но всего за пару лет перестройки появился новый класс – кооператоры, частные перевозчики, фермеры, которым был необходим именно компактный грузовичок. Спрос должен был удовлетворить… новый завод, который партия и правительство решили построить в азербайджанском Кировабаде. Начавшаяся война в Нагорном Карабахе поставила крест на этом проекте, и разработка новой полуторки была отдана Брянскому автозаводу, специализировавшемуся на военной технике – ГАЗу отводилась лишь роль технического оппонента проекта. Но тогдашнее руководство ГАЗа, оценившее перспективы рынка, дало задачу конструкторам начать собственную разработку легкого грузовика: работы начались еще в СССР – в 1988 г., а закончились уже в России – в 1992 г.

Автомобиль был разработан всего за четыре года – отличный результат и по меркам мирового автопрома, – этому способствовало то, что грузовик был на 90% унифицирован с легковой «Волгой-3110». Серийное производство полуторатонного грузовика, ставшего известным как «Газель», стартовало в июле 1994 г., затем были разработаны версии микроавтобуса и многие другие. Уже к концу 1997 г. ГАЗ реализовал более 200 000 «Газелей», и это спасло завод, ведь производство средних грузовиков на ГАЗе упало с 217 000 в 1993 г. до 3119 в 1997 г.; легковая «Волга-3110» была выпущена общим тиражом 575 804 шт., а ее преемница, «Волга-3111», более чем за два года нашла только 415 покупателей. Миллионная «Газель» была выпущена в августе 2005 г., в 2010 г. появилась модифицированная версия «Газель-бизнес», которую в 2013 г. сменило следующее поколение автомобиля – «Газель-next».

«Глонасс»
«Глонасс»

Разработка российской национальной системы спутниковой навигации началась еще по заказу Минобороны СССР, но заработала система только в 2008 г. Годы ушли на разработку, производство и запуск навигационных спутников, чипсетов для пользовательских устройств, настройку точности позиционирования. Впрочем, Китай со своей системой Compass и Европа с Galileo провозились еще дольше, так что «Глонасс» в момент своего появления оказался практически единственным конкурентом американской системы GPS. Ярким доказательством тому стало согласие американской Apple встроить чип с поддержкой «Глонасс» в свой смартфон iPhone 4S (вышел в 2011 г.).

В нормальной ситуации «Глонасс» – не замена, а дополнение к GPS: во всех действующих системах мониторинга (например, на транспорте) используются обе системы одновременно. Это помогает повысить точность позиционирования – например, в местах многоэтажной застройки, объясняли представители компании «Навигационно-информационные системы»: чтобы уверенно определить местоположение, приемник должен видеть не менее четырех спутников сразу. А в случае острого конфликта с США «Глонасс» способен и заменить собой GPS.
«Глонасс» неоднократно переживал сбои – и на стадии запуска системы, и уже в процессе эксплуатации. В прошлом году завершился неудачей пуск ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс» на борту (вскоре после этого премьер Дмитрий Медведев объявил выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей тогдашнему руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину). А в этом году навигационная система уже как минимум дважды на несколько часов выходила из строя. Тем не менее глобальной угрозы для функционирования «Глонасс» нет, заверяют российские чиновники.

МКС
МКС

Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1998 г., два года спустя работу на ней начал первый основной экипаж. Космос в очередной раз стал местом конструктивного международного сотрудничества: сегодня полеты на МКС совершают американские, европейские, японские ракеты, но космонавты доставляются только российскими.

Международная космическая станция – самый крупный, самый дорогой и самый критикуемый международный космический проект. С момента его создания уже понесенные суммарные затраты оцениваются в $100 млрд и более – точную оценку провести довольно сложно, в проекте участвует 16 стран, а посетило ее 212 человек.

Оправданы ли эти затраты? Да, если человечество планирует в дальнейшем полететь к другим планетам – такие планы периодически объявляются и в США, и в России, хотя понятно, что такой проект с финансовой точки зрения может быть только международным. Если бы не МКС, пилотируемая космонавтика как явление исчезла бы.
В России МКС критикуют за то, что станция выжимает бюджет Роскосмоса, в то время как у нашей страны существует огромное отставание в развитии прикладных космических программ в области связи и дистанционного зондирования Земли. В области научных исследований космоса значение МКС в первую очередь связано опять-таки с наработкой опыта для дальних пилотируемых полетов, в то время как в области фундаментальных исследований основные открытия совершают автоматические обсерватории. Все это, вероятно, позволило вице-премьеру Дмитрию Рогозину заявить после введения санкций США на сотрудничество с Москвой, что Россия не собирается участвовать в продлении жизни МКС после 2020 г. Ведь МКС стала единственной сферой сотрудничества в космосе, на которую санкции США не распространились. При этом средств на собственную пилотируемую программу без МКС у России, скорее всего, не найдется. Поэтому ликвидация МКС без продолжения сотрудничества России с другими странами в области пилотируемой космонавтики может обернуться ее исчезновением.

«Москва-сити»
«Москва-сити»

Самый амбициозный строительный проект Москвы – международный деловой центр «Москва-сити» – зародился более 20 лет назад. «В начале 90-х – время пустых прилавков, «табачных бунтов» – идея «Сити» казалась занесенной абсолютно с другой планеты, из другого мира. Поэтому к ней до 1997 г. серьезно никто не относился. Только мэр, я и небольшая группа энтузиастов», – рассказывал 10 лет назад в интервью «Ведомостям» главный идеолог проекта Иосиф Орджоникидзе. Одно время проект называли просто амбициями городского руководства, а «Багратион» – «мостом в никуда».

Для стройки нашли 60 га на западе Москвы, переселили 450 семей из бараков и т. д. Власти планировали завершить весь проект к 2005 г., изначально здесь предполагалось построить 2,5 млн кв. м недвижимости. Понадобился не один год, чтобы в проект поверили, но реальность оказалась еще масштабнее, чем первоначальные планы.
«Кого только мы сюда не звали! Но все смотрели друг на друга», – вспоминал Орджоникидзе. Это градостроительная ошибка, говорил еще совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин.

Сегодня можно констатировать, что деловой центр «Москва-сити» состоялся. Именно в «Сити» заключаются самые крупные сделки в недвижимости. По самым грубым подсчетам, инвестиции в «Москва-сити» превысили $15 млрд – не считая затрат на дороги, коммуникации и метро. Сам проект разросся до 4,5 млн кв. м. И уже вышел на финишную прямую: завершены почти все проектные работы по объектам, из 26 запланированных башен построено 11, еще 12 – на стадии строительства. Стройка в «Москва-сити» закончится к 2018 г., пообещал недавно главный архитектор города Сергей Кузнецов. Ждать осталось совсем чуть-чуть.

НТВ
НТВ

К концу 90-х гг. НТВ заработал репутацию самого качественного российского телеканала. Но для хозяина НТВ Владимира Гусинского его детище было не только бизнесом, но и инструментом влияния. НТВ превратился в неустанного критика политики нового президента России Владимира Путина и быстро за это поплатился. В апреле 2001 г. Гусинский лишился контроля над НТВ (46% акций телекомпании тогда уже принадлежало «Газпрому»), Евгения Киселева на посту гендиректора и главреда сменили соответственно Борис Йордан и Татьяна Миткова.

НТВ стал сдержаннее и солиднее. Но после 2004 г., когда НТВ окончательно встроили в структуру «Газпром-медиа», канал постепенно начал сползать в пропаганду и сериалы о бандитах. И чем дальше, тем больше становилось на канале откровенного трэша. Сериалы НТВ – это бесконечные «ментовские войны». До какого-то момента эта стратегия приносила прекрасные плоды. По итогам 2012 г. НТВ даже обогнал по аудитории «Первый канал» и стал лидером (до тех пор «Первый» ни разу не уступал позиций «главной кнопки» страны). Но выиграл НТВ за счет лояльности этому каналу зрителей старше 50 лет. Для рейтингов такие зрители идеальны: пенсионеры часто и много смотрят телевизор. Правда, денег на них особо не заработаешь – рекламодателям такие потребители неинтересны.

С тех пор кривая аудитории НТВ пошла вниз. По итогам прошлого года канал сильно отстал и от «Первого», и от «России 1». В I квартале этого года НТВ отстал от главных конкурентов еще сильнее. Еще в 2012 г. один из топ-менеджеров НТВ утверждал, что зрители устали от трэша и поэтому теперь НТВ будет делать содержательное и просветительское телевидение для среднего класса. Но за полтора года на НТВ мало что изменилось.

Природный газ
Природный газ

Газ и символический вентиль, способный его перекрыть, превратились в Европе в один из главных символов современной России, как это было с автоматом Калашникова. Российский природный газ, поступающий в Европу по газопроводам в соответствии с долгосрочными контрактами с «Газпромом», – главный источник энергии для европейцев. Стремление «Газпрома» строить новые газопроводы и увеличивать поставки газа в Европу не радует, а пугает европейцев, Евросоюз всячески пытается сократить зависимость от российского топлива. А газовые войны России и Украины – предмет постоянной головной боли европейских политиков и потребителей. Смена власти на Украине привела к новому этапу газовой войны, «Газпром» прекратил поставлять газ в соседнюю страну, что может привести к очередным проблемам с европейскими потребителями российского газа.

В то же время очередной кризис в отношениях с ЕС, в том числе газовых, стал стимулом, благодаря которому «Газпром» после 10 лет переговоров заключил рекордный контракт на поставку газа в Китай. Выход на азиатские газовые рынки – не только расширение географии присутствия российского газа, но новая «дубинка» для Европы. Теперь «Газпром» сможет не просто пугать европейцев перенаправлением своих ресурсов на другие рынки, но и частично способен реализовать это на практике.

Однако расширение экспортного рынка может еще больше снизить интерес «Газпрома» к внутреннему рынку газа, цены на котором регулируются. Более трети страны – мирового лидера по добыче природного газа остается негазифицированной, и для этой части населения России сообщения о газовых войнах и отключениях газа остаются новостями из другого мира – они в своих домах газа не видели.

«Русский стандарт»
«Русский стандарт»

Водки «Русский стандарт» в 2012 г. было продано 2,9 млн 9-литровых ящиков, свидетельствует рэнкинг авторитетного журнала Drinks International (рэнкинг с данными за 2013 г. еще не опубликован). С таким результатом детище Рустама Тарико на 7-м месте среди самых быстрорастущих алкогольных брендов мира (+12% к объему продаж) и на 16-м – среди самых продаваемых в мире водок, на две позиции отставая от Stolichnaya. И хотя среди русских водок в рэнкинге «Русский стандарт» не первый («Беленькая» занимает пятую строчку, а «Пять озер» – шестую), именно «Русский стандарт» Drinks International называет Russia’s number one global vodka.

Создавая «Русский стандарт», Тарико был далеко не новичком на алкогольном рынке: начав с торговли киндер-сюпризами в ранние 90-е, к 1998 г. он стал дистрибутором многих десятков, если не сотен, международных алкогольных брендов – от Martini до Johnnie Walker и Veuve Clicquot. Водки в России пили много, но дорогой российской водки на рынке не было – доминировали в этом сегменте Absolut и Finlandia, вспоминал в интервью Smart Money Алексей Резникович, который тогда работал в McKinsey и участвовал в запуске «Русского стандарта».

«Было понятно, что в премиальном сегменте обязательно должен появиться русский бренд, ведь водка является нашим национальным продуктом», – рассказывал консультант. Тарико повезло, ведь главные русские водки на мировом рынке были объектами скандалов, на внутреннем рынке нередки были проблемы с качеством, а резко подорожавший в кризис 1998 г. доллар спутал карты импортным конкурентам. «Русский стандарт» начали разливать на «Ливизе» в 1998 г., и продажи увеличивались каждый год едва ли не в разы. Уже через пару лет водка Тарико стала главной в премиум-сегменте в России. И все же годом прорыва для «Русского стандарта» Тарико в интервью «Ведомостям» называл 2009-й: за два года до того компания начала инвестировать в продвижение за границей, но успехи были скромными. «И тут Pernod Ricard покупает Absolut за $9 млрд. И при этом она одновременно перестает быть дистрибутором «Столичной». У меня получился двойной выигрыш: «Столичная», по сути, сошла с конкурентной дистанции, а Pernod Ricard, обремененная долгами, оказалась скованной в движении. И «Русский стандарт» выстрелил на всех рынках», – вспоминал Тарико в 2010 г. Сегодня 70% «Русского стандарта» продается за границей – эту водку легко найти и в дьюти-фри едва ли не в каждом аэропорту мира, и в самых модных барах. Тарико еще в 2010 г. говорил, что его мечта – сделать «Русский стандарт» глобальным брендом – начинает сбываться. Пока его водка продается в 80 странах, а значит, предпринимателю все еще есть где развернуться.

Яндекс
Яндекс

Российский «Яндекс» – один из всего лишь четырех поисковиков в мире, оказавшихся способными противостоять гегемонии американского Google. Помимо него сильные позиции на национальных рынках интернет-поиска удерживают только китайский Baidu, чешский Seznam и южнокорейский Naver.

В чем тут секрет? Один из возможных ответов – высокое качество поиска «Яндекса» (в отличие от конкурентов он сразу учитывал морфологию русских слов). Другой вариант ответа – наличие у «Яндекса» большого количества популярных сопутствующих сервисов, таких как «Яндекс.Почта», «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Деньги» (с конца 2012 г. контролируется Сбербанком), «Яндекс.Карты» и др. Возможны и другие ответы, но факт остается фактом: «Яндекс» был и остается безусловным лидером поиска информации в рунете. Согласно статистике Liveinternet.ru, в первые три недели июня на долю «Яндекса» приходился 61% всех поисковых запросов, обработанных в российском сегменте интернета, а на долю его ближайшего конкурента Google – только 29,2%.

Три года назад Yandex N.V. (материнская компания «Яндекса») успешно разместила акции на бирже NASDAQ, и, хотя капитализация компании несколько раз рушилась (в последний раз – в апреле 2014 г., после того как российский президент Владимир Путин заявил, что «Яндекс» «начинался как проект с западным влиянием»), котировки всякий раз восстанавливались.

Государство давно заинтересовалось возможностями поисковой машины «Яндекса» и тем, как бы упрочить свое влияние на эту компанию и на интернет. В сентябре 2009 г. владельцем «золотой акции» «Яндекса» стал государственный Сбербанк, получивший право блокировать продажу 25% и более акций компании. А уже в этом году другая государственная компания, «Ростелеком», запустила альтернативный «Яндексу» проект, поисковую машину «Спутник». На популярность «Яндекса» это пока никак не повлияло.

В последние годы «Яндекс» стал явлением гораздо большим, чем просто поисковик: он выпустил одноименный браузер, создал сервис онлайн-заказа такси и т. д. Единственное, в чем компания пока не очень преуспела, – это экспансия за пределы России. Например, в Турции, где поиск от «Яндекса» заработал в конце 2011 г., он пока занимает лишь около 1% рынка.

Lada Kalina
Lada Kalina

Запуск новой Lada Kalina проходил по всем законам современного маркетинга. Новый автомобиль был представлен в Тольятти 18 ноября 2004 г. (заводской индекс машины – ВАЗ 1118), при этом заводские маркетологи настаивали, что название марки и модели следует писать только латиницей – Lada Kalina – дескать, новая модель – это новая жизнь «АвтоВАЗа», который выходит на международный уровень.

За предыдущие 30 лет существования ВАЗ приучил большую часть населения нашей страны относиться к своей продукции, мягко говоря, с настороженностью. Но Kalina стала для «АвтоВАЗа» машиной если не революционной, то точно прорывной. На ее разработку и запуск в производство тольяттинцы потратили меньше пяти лет – Kalina стала первой машиной, полностью созданной в постсоветской России и первой для ВАЗа машиной в сегменте В. Для выпуска Kalina на ВАЗе были построены новые цеха сварки, окраски и сборки. По сути, это стало «заводом в заводе»: для работы в этих цехах набиралась молодежь без опыта в автопроме, и сегодня вазовцы охотно водят экскурсии по этим цехам: чистота и культура производства не хуже, чем на иностранных автозаводах, а юноши и девушки, собирающие Kalina, вполне могут подрабатывать рекламными моделями своих автомобилей.

Конечно, скептицизма в отношении Lada Kalina хватало, тем более что серийное производство новинки завод наладил только в августе 2005 г., и поначалу объем выпуска на порядок отличался от заявленного, но постепенно ВАЗ вышел на запланированные отметки. Именно Lada Kalina выбрал в 2010 г. Владимир Путин для автопробега Чита – Хабаровск. В прошлом году началось производство Lada Kalina второго поколения. По итогам продаж легковых автомобилей в России за пять месяцев этого года Kalina на 6-м месте (на 1-м – построенная на ее платформе Lada Granta).

Sukhoi Superjet
Sukhoi Superjet

«Сухой», практически не имевший опыта создания гражданских самолетов, тем не менее сумел пролоббировать свой проект Superjet, которому было суждено стать первым пассажирским авиалайнером, разработка и серийное производство которого было налажено в России. Когда в 2003–2004 гг. Superjet начали разрабатывать, едва ли не большая часть авиационной общественности говорила: он никогда не полетит.

После первого полета в 2007 г. доминировало мнение, что он никогда не пройдет испытания. После получения сертификата (кстати, это первый отечественный пассажирский лайнер, который с самого начала был ориентирован на получение европейского сертификата, открывающего мировые рынки) пластинка опять сменилась: знатоки не верили, что его кто-то купит и начнется настоящее серийное производство. Когда началось серийное производство и эксплуатация в «Аэрофлоте», внимание экспертов привлек низкий налет самолета у национального перевозчика и невысокие темпы производства. Однако первый сильный иностранный заказчик Superjet – мексиканская авиакомпания Interjet уже доказала, что может эксплуатировать его не менее интенсивно, чем Airbus, а производство Superjet приблизилось к темпу «один самолет за 10 дней», чего в отечественном гражданском авиапроме не было с 1993 г.

Superjet, несомненно, самый оболганный отечественный самолет, хотя у его критиков были и есть серьезные аргументы. С 2011 г., когда Superjet начали совершать полеты (построено уже больше 50 самолетов), с ними произошло не менее 15 инцидентов, попавших в зону внимания Росавиации, но руководитель ведомства Александр Нерадько призывал в этом году не нагнетать ситуацию. Уже долгое время на машину не заключались крупные контракты. Чтобы изменить ситуацию, «Сухой» нанял специалиста по продажам у конкурента – бразильской Embraer.